Lazarus project

Текущее время: 24 сен 2017, 06:18

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Попытка исследования общества
СообщениеДобавлено: 27 окт 2015, 22:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 мар 2014, 17:48
Сообщений: 8
Cпасибо сказано: 1
Спасибо получено:
0 раз в 0 сообщении
Говорить я буду о России (поскольку о ней думаю), но многое в той или иной степени относится к любой европейской стране.
Не буду оперировать научными терминами, предлагаю говорить предельно просто. Я попытаюсь показать, как мы, по моему сугубому мнению, пришли к такому обществу, какое имеем. И начну с выбранной на мой субъективный взгляд точки.

Итак, существовало когда-то общество, состоящее из трёх страт: дворянство, крестьяне и горожане (третье сословие). Это общество устроено было логично — дворяне защищали всех, крестьяне кормили опять же всех, горожане развивали товарное производство, науку и искусство. Естественно, это в глобальном и идеальном смысле, но о частностях и эксцессах мы говорить не будем. И, важно, между стратами не было непреодолим стен, были трудно преодолимые. Конфликты между стратами были, в их итоге, как и положено по логике конфликтов, происходило движение общества в целом. И не обязательно вперёд.
Все три страты были схожи в одном: они состояли из самодостаточных личностей, привыкших отвечать за себя. Нам благодаря Дюма хорошо известно о дворянской чести, благодаря Островскому о купеческой, но честь была и у крестьян, просто у них не было писателей.

Если говорить о товарном производстве, то занимались им горожане-ремесленники (мастера) с помощью подмастерий (будущих мастеров) и учеников (будущих подмастерий). Система была стройна, каждый видел свой путь и мог на него влиять. Прямым наёмным трудом и не пахло.
Развивалось общество, развивались и технологии. И понадобились дополнительные рабочие руки. Почти по Марксу, не правда ли? Ан нет. По нему, бородатому мыслителю, несчастных крестьян обездоливали злодеи и сгоняли в города. А на самом деле потребность в рабочей силе была специфическая — дёргать веревку, мешать в чане и т. п. И в город потянулось крестьянское отребье, никчемушники. Они и составили появившийся слой патерналистски настроенных людей, людей, не надеющихся на себя. И лишённых в силу этого понятия чести. Естественно, в массе бездельников в город попадали и люди, которым просто не повезло. Но они не оставались среди пролетариев, а становились классными специалистами. И вливались в состав горожан. В дальнейшем я буду разделять жителей городов на горожан и пролетариев (не в марксистском смысле), не объединяя одним словом.
Изменения почти не коснулись мировоззрения крестьянства — самостоятельности и упования на себя с Божьей помощью. И имущественное расслоение (в основном по количеству земли) долго себя не проявляло. Но с развитием агрокультуры известная часть крестьянства предпочла батрачный путь, встав на патерналистский путь. И разорение их мерзкими помещиками и кулаками здесь не причём, желающий работать даже при печальном стечении обстоятельств уезжал на новые земли, в Сибирь, но не становился батраком — сельским пролетарием. Потеряв самостоятельность, батрак терял и само понятие чести.
Происходило изменение и среди дворянства. Часть его выродилась в привилегированный слой, в том числе и в придворную чернь, часть занялась, как теперь говорят, свободными профессиями, часть осталась на военной или статской службе.
С первыми всё понятно, поговорим об остальных. Произошло достаточно сильное расслоение по имущественному признаку. И верхняя (в этом смысле) часть дворянства по образу жизни, ценностям и поведению стала неотличима от такой же части горожан. И если бы я говорил не о стратах, а о классах, то следовало бы сказать, что они составили часть одного класса. То же можно сказать и о средней и низшей части дворянства — они стали неотличимы от соответствующих групп горожан. (В скобках — это не значит, что не учитывались сословные различие, но они остались, в основном, в области духа.)
И вот в внутри низшей части горожан, разбавленной низшей частью дворянства, зародились разночинцы. Первые, блин, русские, блин, интеллигенты. Drei mahl блин! Это люди, образования которых достаточно, чтобы с апломбом судить об окружающем мире, и недостаточно, чтобы занять в этом мире достойное место. Да ещё и неумение/нежелание трудиться (кто умел/желал интеллигентом не стал). Отсюда недовольство своим местом в обществе, понимание, что своим трудом его не изменить, и упование на что-то внешнее (того же Маркса, например), то есть те же патерналистские ожидания. И не просто утрата, а отрицание чувства чести. И превращение в пролетариев (умственного труда, ха-ха-ха). Оставлю, однако, за ними гордое название интеллигентов, чтобы отличать от тех пролетариев, которые работают в меру своего разума руками.
Дальше конспективно. Революция, Гражданская война, Великий перелом. Эти события увели в никуда значительную часть дворянства и горожан и наполнили города элементом, ценящим из всех достижений цивилизации только водопровод и канализацию, а теперь ещё и туалетную бумагу с телевизором. Но хуже всего пришлось крестьянам. Самостоятельные, толковые, обладающие чувством чести, были в лучшем случае обездолены. Сельский пролетариат частично пополнил городской, частично стал ещё более жалким в колхозах и совхозах. Но даже тогда некоторые, сохранившие лучшие крестьянские черты, умудрялись творить чудеса в приусадебном хозяйстве, в традиционных ремёслах.

Писать надоело, поэтому вывод. В Петербурге (этот город я знаю) примерно 20% потомков дворян и горожан (я бы предложил называть их теперь просто горожанами, среди них есть люди, работающие головой, и люди, работающие руками). Остальные же — пролетарии и интеллигенция. Первые не образованы никак, вторые квази-образованы. И те, и те не имеют чести. Вообще не знают, что это такое.
И все, кто намерен что-то в нашей стране делать, должны понимать, с каким человеческим материалом им предстоит работать.

_________________
Оптимист изучает английский язык, пессимист -- китайский. А реалист изучает автомат Калашникова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Попытка исследования общества
СообщениеДобавлено: 27 дек 2015, 17:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 сен 2011, 20:55
Сообщений: 90
Cпасибо сказано: 14
Спасибо получено:
12 раз в 12 сообщениях
А Вы сами то намерены что-то делать? или пытаться анализировать?


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Попытка исследования общества
СообщениеДобавлено: 06 янв 2016, 15:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 мар 2014, 17:48
Сообщений: 8
Cпасибо сказано: 1
Спасибо получено:
0 раз в 0 сообщении
Mantikora писал(а):
А Вы сами то намерены что-то делать? или пытаться анализировать?

Хороший вопрос.
Мне представляется только одна возможность -- пытаться донести своё мнение до собеседника (-ов).
Но тут есть два момента.
1. Я далёк от мысли считать свою позицию единственно верной, так что нужен не монолог, а диалог.
2. Диалог возможен только с готовыми к диалогу. То есть собеседники должны говорить, как минимум, на одном понятийном языке.

Я ответил на Ваш вопрос?

_________________
Оптимист изучает английский язык, пессимист -- китайский. А реалист изучает автомат Калашникова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB